«Абзац»: фабрика хайпа или деньги не пахнут

Фейковая новость о запрете «Сектора Газа» оказалась лишь верхушкой айсберга. Мы обнаружили выверенную схему, позволяющую ставить на конвейер хайповые новости, которые вредят имиджу Госдумы, на поверку оказываясь с ней никак не связанными.

О том, что такое кликбейт, мы рассказывали как раз на примере плеяды таких фейков. И оказалось, что за большинством из них стоит одно и то же издание. Не иноагентское, как можно было бы подумать. Его руководство просто очень хочет привлечь посетителей на сайт. 

Полный Абзац

Сетевое издание «Абзац», имеет сайт, одноименные телеграм- и дзен-каналы. Практически ежедневно на сайте «Абзаца» (а следом в каналах) появляются новости о том, что тот или иной депутат высказал свое мнение по какому-либо вопросу. Не с парламентской трибуны и даже не по своей инициативе — сотрудники «Абзаца» сами связываются с парламентарием и спрашивают его. Тема вопроса всегда резонансная, провоцирующая на эмоции. А затем в медиа появляется шквал фейков: «В Госдуме хотят запретить» — как раз на ту тему, по которой у депутата брали комментарий.

Вот как выглядит нарастание волны фейков. Мы разобрали три наиболее ярких, на наш взгляд, хотя в реальности таковые исчисляются десятками.

🟢Фейк 1: «В России хотят запретить творчество группы «Сектор Газа». 

🟢Фейк 2: «В России хотят запретить фильмы Алексея Балабанова». 

🟢Фейк 3: «В России хотят ввести налог на зло». 

Первые «подхваты»  

🟢Фейк «Сектор Газа»: спустя 57 минут после Дзена тема появляется в телеграм-канале «Товарищ сержант» (9 000 подписчиков).  

🟢В случае с Балабановым через 20 минут тему подхватывает 7info.ru, ещё через полчаса — канал «Бегущий по рынку».  

🟢Для «налога на зло» первым «агрегатором» становится «Росбалт» на Дзене, а через 15 минут телеграм-канал «Деньги, банки, два офшора».  

Моментальный хайп у крупных каналов  

🟢После «первых подхватов» в топ-100 телеграм-каналов (от 100 000 до 1 000 000 подписчиков) материал распространяется лавинообразно.  

🟢Обычно крупнейшие каналы подключаются в течение 1–2 часов от старта: «ЯПлакал», «Доллар по тридцать», «Русская экономика», «Сегодня в тренде» и др.  

🟢Темп постинга замедляется к концу дня, но общее число репостов уже исчисляется тысячами. 

Схема отработана до автоматизма: информационный импульс даёт «Абзац», дальше подключаются мелкие и средние агрегаторы, затем львиная доля трафика идёт от крупных телеграм-каналов. Все участники цепочки получают клики, просмотры и рекламные бюджеты, не заботясь о достоверности. Публичные опровержения не успевают «догнать» фейк: новость умножается и уходит в «вечный ретвит».  

Деньги не пахнут

Иногда «Абзац» не брезгует фейком и сам — намеренно вводя в заблуждение читателя заголовком. Это приводит к тому, что иноагентские медиа с помощью таких фейков дискредитируют в том числе и Государственную Думу — законодательную власть в РФ. Хотелось бы верить, что «Абзац» продолжает такую деятельность по недомыслию, а не намеренно.

Другие публикации