Панамский канал – стратегическая уязвимость США

США выдвинули ультиматум Панаме якобы с целью восстановления стратегических отношений между странами и сделать оба государства «более безопасными, сильными и процветающими». Об этом заявил госсекретарь США Марко Антонио Рубио, подчеркнувший опасность слишком тесных связей панамского правительства с Китаем.

Если отбросить красивые слова про «стратегическое партнерство», мы увидим желание Вашингтона любой ценой держать Панамский канал под своим полным контролем. Ни о каких взаимовыгодных и равных отношениях с латиноамериканской страной не может быть и речи. Рассказываем почему канал так важен.

Стратегия помноженная на географию

С момента своего открытия в 1914 году и до сих пор Панамский канал является краеугольным камнем военно-морской стратегии США. Дело в том, что Штаты омываются двумя океанами: Атлантическим и Тихим. Оба океана имеют равнозначное стратегическое значение. Поэтому Вашингтон вынужден иметь два флота: атлантический и тихоокеанский.

Во время войны, на том или ином театре боевых действий американское командование может через Панамский канал быстро перебросить корабли с одного океана на другой. В противном случае пришлось бы плыть вокруг Южной Америки, что занимает недели и приводит к сильному износу корабельных машин. 

В последние сто лет США ставили Панамский канал в центре своей морской политики, это доказывает, например, Вашингтонское морское соглашение 1922 года, фактически навязанное Соединенным Штатами измученным Первой Мировой войной европейским державам. Оно регламентировало максимально допустимые размеры боевых кораблей возможностями шлюзов Панамского канала. То есть американцы принципиально не могли строить бОльшие линкоры, так как они не могли бы проходить каналом, а европейцам и японцам это делать фактически запретили (чтобы не дай Бог не построили что-то слишком мощное), воспользовавшись благоприятной геополитической обстановкой.

Для сравнения, расстояние от Нью-Йорка до Сан-Диего через Панамский канал — около 8 700 километров и проходит в спокойных теплых водах, а маршрут вокруг Южной Америки составит около 24 000 километров и будет пролегать в том числе через штормовой субантарктический регион. Кроме того, не стоит забывать так же и коммерческое значение канала.

Роль во время Тихоокеанской войны

Во время Второй Мировой войны Японское командование планировало операции по уничтожению шлюзов Панамского канала. В случае успеха, ущерб обороноспособности США был бы колоссальным. Дело в том, что основные боевые действия на море Соединенные Штаты вели на Тихом океане, а большая часть кораблестроительных верфей находилась на атлантическом побережье страны.

Если бы Панамский канал не функционировал, то новеньким авианосцам, линкорам, крейсерам, а также всем прочим крупным кораблям приходилось бы добираться до тихоокеанских баз совершая изнурительный переход вокруг Южной Америки. Кроме существенной потери времени это приводило бы к износу узлов и агрегатов кораблей, огромному расходу топлива и усталости команды.

В результате новый боевой корабль вышедший с верфи возле Бостона, приходил бы в Сан-Диего или Гонолулу уже порядком изношенным, возможно даже требующим капитального ремонта. И вместо того, чтобы сразу бросить корабли в бой их приходилось бы долго приводить в порядок.

Силовой контроль

Текущий кризис вокруг Панамского канала уже не первый. В конце восьмидесятых правительство Мануэля Норьеги стало вести себя слишком самостоятельно и попыталось пересмотреть кабальные условия эксплуатации канала, навязанные США. В ответ в декабре 1989 Вашингтон начал военную операцию «Правое дело», ставившую своей целью «защиту американских граждан и восстановление демократии» в Панаме. В течении нескольких дней сопротивление в стране было подавлено, Норьега арестован, а президентское кресло занял лояльный США политик. «Демократия» (т.е. владение каналом) была восстановлена.

Вывод

Потеря контроля над Панамским каналом резко снижает потенциал американского флота, лишая его возможности стратегического маневра. Учитывая это обстоятельство, а также околонулевые возможности сопротивления Панамы (даже поддерживаемой Китаем), можно предположить, что Вашингтон в любом случае вернет контроль над этой морской артерией, не важно, по-хорошему или по-плохому.

Другие публикации