За последние 30 лет так называемая европейская мечта стала национальной идеей для украинцев. Впервые о вступлении страны в Европейский союз (ЕС) заговорили в 1991 году, после распада СССР — тогда Брюссель признал украинскую независимость и сделал акцент на построении взаимовыгодных отношений с ней. Последующие годы Киев метался между Россией и Европой. Выбор Леонида Кучмы (второго президента Украины) сначала пал на сотрудничество с Москвой. Впоследствии он положил начало евроинтеграцииУкраины, настаивая в 2002 году на подписании соглашения об ассоциации с ЕС с последующим получением полноценного членства в объединении в 2011 году.

Виктор Ющенко (третий президент Украины) поддерживал Кучму — при его участии провели больше 20 раундов переговоров по вопросу подготовки Соглашения об ассоциации с ЕС. Виктор Янукович (четвертый президент Украины), напротив, настаивал на укреплении связей с Россией и другими странами Содружества Независимых Государств и отказался от подписания долгожданного для украинцев соглашения, которое должно было состояться в ноябре 2013 года. Последующие события всем известны: страну захлестнули массовые протесты, произошел переворот и сменилась власть.
Глубокое пике
Стоило ли оно того? Тема, мягко говоря, спорная. Из-за недальновидности политиков как минимум пострадала украинская авиационная промышленность. Статистика удручающая — с 2015 года Незалежная не подняла в воздух ни одного нового самолета.
Украина получила в наследство от СССР богатейшее экономическое наследство, в том числе в сфере авиастроения и ракетостроения. Страна могла выпускать такие пассажирские и транспортные самолеты, как Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Однако «Антонов» не стал визитной карточкой Незалежной.
Предприятие начало умирать в 90-х, после Евромайдана ситуация усугубилась. Украинские власти знали, что Россия являлась основным рынком сбыта, покупая у Киева самолеты для своих госструктур и авиакомпаний. Также наша страна поставляла комплектующие для «Антонова». Президент госпредприятия Александр Коцюба (ушел с должности в 2017 году) заявлял, что Москва «не давала Украине наладить сотрудничество с Канадой».
Россия ретировалась, и что в итоге? Украина преуспела в производстве беспилотников, но серийное производство самолетов прекратилось. Связей с Европой как не было, так и нет. Александр Лось (экс-президент «Антонова», в 2016 году предприятие ликвидировали в связи с его переходом в состав «Укроборонпрома») в интервью от 2020 года рассказал, что «Антонов» и другие украинские предприятия, включая гигантов космической отрасли и бронетанковой техники, с 2014 года ищут рынки сбыта и снабжения. Как мы все видим, безуспешно.
«Переломным моментом стали как раз 2013-2014 годы, когда окончательно украинский ВПК разорвал отношения с бывшим СССР, с Российской Федерацией именно с точки зрения поставок комплектующих изделий, материалов. Имеется в виду, алюминий, титан и другие конструкционные материалы», — пояснил он.
Экс-президент «Антонова» подчеркнул, что «авиация, авиастроение это всегда очень долгосрочная, сверхдолгосрочная игра, выстреливающая на десятилетия». Вдобавок в стране процветает коррупция. В 2023 году Служба безопасности Украины СБУ раскрыла схему хищений на предприятии «Антонов». Убытки составили более 190 тысяч долларов (15,3 миллиона рублей). А таких инцидентов было много.
«Многие наши проблемы связаны с нашей просто чудовищной неэффективной организацией многих процессов, что на уровне государства, что на уровне государственных корпораций, что на уровне частных корпораций вообще», — уклончиво ответил Лось.
При этом Лось заявил, что ликвидация «Антонова» была проведена не ради развития самолетостроения, а представляла собой «конъюнктурную борьбу».
«Укроборонпром провел фактически рейдерский захват активов многих предприятий ВПК. <…> Нет никакого Antonov Airlines. Это просто подразделение юридически, он имеет сертификат перевозчика у ГП «Антонов». Это просто для мира придумали такое благозвучное название. И у него в парке там семь «Русланов», одна «Мрія» и еще один АН-22, он периодически над Гостомелем летает», — отметил он.
Еще один скандал разразился вокруг завода «Мотор Сич» — крупнейшего предприятия, занимающееся разработкой и производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолетов. В 2019 году китайские компании Beijing Skyrizon и Xinwei Group приобрелиболее 50% акций «Мотор Сич». Сделка не была оформлена официально, ее заблокировали украинские власти и ввели санкции против китайских инвесторов. В 2021 году президент Украины Владимир Зеленский подписалуказ о возвращении ПАО «Мотор Сич» в собственность государства. В итоге представители Beijing Skyrizon обратилась в суд в Гааге, чтобы добиться от Киева выплаты компенсации за убытки. Речь идет о более чем 45 миллиардах долларах.
А мне летать, а мне летать, а мне летать охота!
Украинские власти делают вид, что все идет по плану. В 2021 году Зеленский презентовал Государственную целевую научно-техническую программу развития авиационной промышленности на 2021-2030 годы. Было обещано:
• Сохранить 50 тысяч рабочих мест и создать сверх того 6000 новых за десять лет;
• Обеспечить серийный выпуск самолетов, авиационных двигателей и другой авиатехники и представить новые разработки, включая авиадвигатели;
• Довести к 2030 году объем реализованной продукции до десяти миллиардов долларов;
• Начать производства самолетов «Ан» с иностранными партнерами, и увеличить объем экспорта авиатехники и услуг до 5,5-7,5 миллиарда долларов.
В июле 2025 года председатель Профсоюза работников авиастроения и машиностроения Украины Ярема Жугаевич объявил, что украинская авиационная промышленность демонстрирует высокий уровень квалификации и результативности и «держится несмотря ни на что». По словам Зеленского, особенно заметны успехи в сфере боевой авиации.
«Сегодня это — ядро, которое может стать локомотивом как машиностроения, так и всей экономики страны», — подчеркнул Жугаевич.
Владелец группы авиационных компаний, почетный авиастроитель Украины Роман Милешко тоже недавно сделал громкое заявление: «Украина остается одним из немногих государств с полным циклом авиастроения, — мы способны строить самолеты и авиационные двигатели, входим в пятерку стран — производителей летательных аппаратов».
Интересно, новые самолеты и авиационные двигатели, произведенные Украиной, находятся в одной комнате с Жугаевичем, Милешко и Зеленским? В августе этого года Киев договорился со Стокгольмом, Варшавой, Ригой и Копенгагеном о сотрудничестве в сфере военной авиации и производстве техники, но пока неизвестно, о какой именно совместной продукции идет речь. Да и есть один существенный нюанс.
«Судя по всему, стороны договорились об отверточной сборке на Украине военной техники из поставляемых комплектов. Речь может идти о разведывательных и ударных БПЛА. Их, впрочем, шведскими можно назвать с натяжкой, поскольку там есть компоненты из других европейских стран и Китая», — отметил Юрий Кнутов, военный эксперт, директор Музея ПВО России.
Все, чем сейчас занимаются представители киевского режима, можно назвать «хорошей миной при плохой игре». Украина погрязла в коррупции и не в состоянии произвести ни одного самолета, а также должна свыше 45 миллиардов долларов китайским инвесторам по делу «Мотор Сич». Учитывая многочисленные долги Киева, это внушительная сумма. Возродится ли годы украинская авиационная промышленность в ближайшие годы? Полагаем, что нет. По крайней мере, в настоящий момент для этого нет никаких предпосылок.